К тайнам слова: работа с фразеологизмами на уроках русского языка.

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Ялтинская средняя школа "Радуга"

муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым

К тайнам слова: работа с фразеологизмами на уроках русского языка.

 

 

К тайнам слова: работа с фразеологизмами на уроках русского языка.

                                                                      Определяйте значения слов…

                                                                     и вы избавите свет от половины

                                                                    его заблуждений.

                                                                                                        А.С.Пушкин

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом на начальной ступени школьного обучения должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.

 Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.

Одним из путей обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, средством расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации является познание фразеологии родного языка.

Используемые в настоящее время учебники и учебные пособия, по моему мнению, не позволяют ученику в достаточном объёме приобщиться к языковому богатству русской фразеологии, что обедняет речь ребёнка, и , в конечном итоге, может привести к оскудению речи.

Фразеология – наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Так называют и всю совокупность сложных по составу устойчивых словосочетаний – фразеологизмов. Фразеологический оборот от свободного словосочетания отличают:

- сложность по составу;

- воспроизводимость;

- целостность значения ( семантическая неделимость).

При изучении фразеологизмов я предлагаю использовать следующие приёмы:

- иллюстрирование ( учащиеся иллюстрируют по выбору один из изученных на уроке фразеологизмов/, что позволяет им наглядно увидеть, на сколько это лексически неделимые единицы русской речи). Здесь важно помнить о том, что подбор фразеологизмов для такого рода работы должен быть очень тщательным. Не всякое словосочетание можно проиллюстрировать, и, тем более, не всякая иллюстрация сможет быть удачной для данного фразеологизма. Наиболее подходящие: витать в облаках, держать ушки на макушке, принцесса на горошине, где раки зимуют, вылетело из головы, повесить голову, выйти из себя, взять себя в руки, делать из мухи слона, семь пятниц на неделе, не вешать нос, вилами по воде писано, держать в ежовых рукавицах

 

 

 

 

Делать из мухи слона

 

Пятки горят

 

Пятки горят

 

 

  

Чего нос повесил

 


-оставление словосочетаний, предложений и мини рассказов с фразеологизмами (проводится работа аналогичная словарной, но отличная  от её тем, что детям нужно научиться использовать новую лексическую единицу в контексте не только с точки зрения орфографии, но и лексической сочетаемости.)

 Работу с этим приёмом целесообразние начинать с составления словосочетаний. Например, добавьте глагол ( слово – действие) к следующим фразеологизмам: очертя голову, сложа руки, спустя рукава, от зари до зари, от корки до корки. С данными устойчивыми словосочетаниями подразумевается употребление определённого глагола, который дети должны лексически почувствовать. В последующем уже можно переходить к составлению простых, а затем и сложных предложений.

-одбор синонимов и синонимических фразеологизмов (один из наиболее удобных и экономичных видов работы на уроке, особенно при изучении темы «Глагол»).

Здесь может быть 2 вида работы:

1.     Подбор синонима к фразеологизму: пустить корни – осесть где-либо, заливаться смехом – хохотать, хранить молчание – не разговаривать, витать в облаках – мечтать.

2.     Подбор синонимичного фразеологизма к фразеологическому сочетанию: в поте лица – не покладая рук – от зари до зари; кот наплакал – по пальцам пересчитать – с гулькин нос – раз, два и обчёлся.

- подбор антонимов к фразеологизмам: держать ухо востро- слушать в пол-уха, от горшка два вершка – верста коломенская.

- составление словаря фразеологизмов ( возможно, даже иллюстрированного), детьми под руководством учителя. Начиная со второго класса, вводимые на уроке фразеологизмы желательно вносить в специальный словарик с той целью, чтобы затем можно было обратиться к изученному ранее в других видах работы.

- введение фразеологизмов в минутки чистописания или работу со словами с непроверяемым написанием. И минутки чистописания и работа над словарными словами проходят интереснее, если в них не требуется просто автоматическое повторение образца, а вносится что-то новое. Наряду с этимологией слова, ребят интересует и его нестандартное лексическое употребление.

- поиск ошибок в употреблении изученных фразеологических единиц (неверное сочетание слов, буквального понимания вымышленными или литературными героями, отдельных слов, составляющих фразеологизм, или смысла фразеологизма).Например, капли в море (капля в море), как об стенку фасоль (как об стенку горох), словно ветром слизнуло (словно ветром сдуло).

- составление фразеологизмов из разрозненных частей. Этот вид работы

 Интересно использовать во время викторин, но можно и во время обычного урока, чтобы придать работе занимательный характер. Например, ребятам предлагается собрать из разрозненных карточек целые пословицы. Желательно это делать в небольшой группе. У каждой группы одинаковый набор разрезанных пословиц-фразеологизмов. Побеждают быстрейшие.

1.     Соедини стрелкой части фразеологизмов:

Кто              глаза            негде как сыр    разбежались

      Не клюют  упасть             наплакал   

Куры                       яблоку                       в масле  кататься

 

- закончи предложение:

1. Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили, что он ……

Мой друг очень любил петь, но почему-то говорят, что ….

Слова для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.

2.                У меня столько забот! Я верчусь, как  ….. …..

Мытьё пола грязной тряпкой – это …. ……

Подсказка на уроке – это …… …… ….

Справка: кот в мешке, мартышкин труд, белка в колесе, медвежья услуга, покорная овечка.

-  спиши устойчивые сочетания, вставляя нужные слова:

Выйти сухим из …. .                             Много  ….   утекло.

Толочь …..  в ступе.                             Тише … , ниже …..

- распредели устойчивые сочетания в колонки со значением

     Бездельничать              обманывать                      быстро

Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обвести вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.

- найди в тексте фразеологизмы, попробуй заменить их( где это возможно) обычными словами или сочетаниями.

                                               Мой друг

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним – не разлей вода! У Саши золотые руки – он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

- игры, шарады, ребусы, чайнворды ( в первом классе учитель предлагает детям готовые задания, а в четвёртом ребята уже могут сами придумывать друг для друга такие задания, они делают это с большой охотой)

1. Детям раздают написанные на листе фразеологизмы. Ученики должны с помощью мимики и жестов изобразить их.

2. ученик показывает сценку без слов (заранее подготовленную дома), а остальные должны назвать фразеологизм, соответствующий ей.

3. За определённое время ученики каждого ряда должны записать в тетрадь как можно больше устойчивых оборотов со словами ( голова, нос, нога, палец, язык).

4. Вставить в чайнворд одно из пропущенных во фразеологизме слов. Например,

… до Киева доведёт                       … плюнуть;

…. носа не подточит;                    … ушла из под ног;

…. раздора;                                    … царя небесного;

- итоговые уроки (четверти или года) – в виде викторины.

Такие упражнения дают ощутимые результаты, что видно не только из устной речи детей, в которой периодически, осознанно или бессознательно, начинают употреблять фразеологические обороты, но и из письменных работ учеников. Это без сомнения обогащает их речь, делая её более красочной и интересной.

 

Дата последнего обновления страницы 25.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения